Выскажите мнение

Ваше мнение о законе О социальном патронате?
 

Поиск

Рекомендуем посетить

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

На сайте

Сейчас 35 гостей онлайн

Счётчик посещений


Подключите RSS

О проекте «Паспорт здоровья школьника», Печать E-mail
05.08.2010 09:19
Отзыв
о проекте «Паспорт здоровья школьника», предложенном для общественного обсуждения министерством образования и науки РФ 

В настоящее время международная и российская общественность констатировали, что школы способны вносить существенный вклад в сохранение и укрепление здоровья учащихся. Образовательная система признана идеальным каналом для присвоения ценностей здоровья, развития культуры здоровья и формирования навыков здоровьесохраняющего поведения личности: через школу проходят практически все дети, притом обеспечена длительность воздействия образовательной среды на личность обучающегося в важнейшие периоды ее становления и развития. 
Образовательная система Тюменской области с середины 90-х годов достаточно активно включилась в процесс решения проблемы «Образование и здоровье». Вопросы здоровья детей и подростков стали приоритетными и взяты на постоянный контроль управлений по образованию всех уровней. Проведена большая работа по укреплению ресурсной базы образовательных учреждений, реализуются мероприятия по совершенствованию организации питания обучающихся, практически во всех школах реализуются мероприятия по охране и укреплению здоровья детей и подростков.
Несмотря на предпринимаемые усилия, проблема «Здоровье и образование» не решена и требует особого подхода.
Oб этом говорят проблемные вопросы здоровьесбережения в школах юга Тюменской области:
• недостаточный уровень профессиональной компетентности руководителей школ и педагогических кадров в вопросах здоровьесберегающей организации школьной жизнедеятельности и развития культуры здоровья субъектов образовательного процесса;
• отсутствие, особенно в сельских территориях, специалистов для организации полноценного диспансерного наблюдения по форме №026\у – 2000; 
• недостаток специалистов в образовательных учреждениях, подготовленных к продуктивной деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса, в том числе компетентных в проведении мониторинговых исследований, а также несовершенство технологического обеспечения мониторинга здоровья;
• нехватка средств для обеспечения качественного питания в школах области;
• методическая необеспеченность интеграции предметного и здоровьеразвивающего содержания в процессе обучения; 
• низкий уровень культуры здоровья и медицинской активности в семьях; 
• межведомственная разобщенность в организации медико-психолого-педагогического сопровождения охраны и укрепления здоровья школьников и многое др.

 В перспективе решение перечисленных проблем, наверное, возможно, но только в результате комплексной системной, последовательной деятельности всех субъектов образовательного процесса, начиная с семьи и заканчивая системой управления.
В связи с этим вызывает недоумение и массу вопросов факт предложения общественности для обсуждения информационного продукта под названием проект «Паспорт здоровья школьника», который планируется к реализации в школах уже в ближайшее время.
1. Почему проект не снабжен сопроводительными документами, как-то концептуальные основы проекта, которые обеспечили бы понимание целесообразности и достижимости предлагаемых действий детей, родителей, учителей, медицинских работников, психологов для оздоровления и развития культуры здоровья школьников?
 2. Почему отсутствуют заключения компетентных специалистов о результатах научных исследований по разработке и опробованию подобных паспортов в образовательных учреждениях разного вида и типа? 
3. Чем предлагаемый для обсуждения паспорт здоровья принципиально отличается от известных аналогов? Практически каждая из современных моделей здоровьесберегающей организации образовательного процесса имеет ту или иную форму индивидуальной карты здоровья обучающихся, чаще всего, называемой паспортом здоровья. Где убедительные доказательства о тщательном отборе необходимой информации, соответствующей планируемым результатам проекта? В реальности складывается впечатление о неосведомленности разработчиков паспорта в вопросах медицинской этики, возрастной психологии, права. 
4. Кто будет анализировать информацию, отражающую функционирование школьника на индивидуальном, личностном, социальном уровнях и обобщать в виде показателей здоровья? В школах нет ни соответствующих служб, ни специалистов, занятость родителей и неосведомленность их в вопросах здоровья детей общеизвестна, сам школьник не может в силу возрастных особенностей мышления объективно оценить весь объем информации, связанной с собственной жизнедеятельностью и здоровьем.  
4. Как деятельность по заполнению однотипных позиций паспорта здоровья будет сказываться на развитии культуры здоровья и младших школьников и подростков и старших ребят, ведь потребностно-мотивационная сфера с возрастом существенно меняется, соответственно должна меняться и методика обучения?
5. С какими предметными областями обучения будет интегрироваться данный вид образовательной деятельности школьников и где соответствующий комплекс методического обеспечения на разных этапах обучения?
Это только самые поверхностные организационно-педагогические вопросы по поводу обсуждаемого документа, но и они позволяют утвердительно заявить, что «Паспорт здоровья школьника» в том виде, который предложен для общественного обсуждения министерством образования и науки РФ имеет нулевую ценность для решения проблем оздоровления школьников, развития культуры здоровья субъектов современного образования и организации мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.
 
Скоропалительное, неподготовленное внедрение проекта без соответствующего научно-методического сопровождения может нанести непоправимый вред движению школ в направлении содействия здоровью подрастающего поколения.

В.В.Звягина
 
Преподаватель, кандидат биологических наук,
доцент по кафедре обеспечения жизнедеятельности
образовательных учреждений
и здоровьесберегающих технологий