Выскажите мнение

Ваше мнение о законе О социальном патронате?
 

Поиск

Рекомендуем посетить

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

На сайте

Сейчас 47 гостей онлайн

Счётчик посещений


Подключите RSS

«Паспорт здоровья школьника» - новое испытание школы Печать E-mail
06.08.2010 13:45
Отзыв 
о проекте «Паспорт здоровья школьника», предложенном для общественного обсуждения министерством образования и науки РФ 

Новое испытание (после введения ЕГЭ) ожидают российскую школу. Это введение с 1 сентября 2010 года «Паспорта здоровья школьника».

Несомненно, сама идея разработки паспорта здоровья достойная. Он необходим для оценки деятельности школы в направлении здоровье-сбережения, но только в целях мониторинга и только для каждой школы свой, с учётом особенностей организации деятельности здоровье-сберегающих структур конкретной школы.

Предлагаемый же разработчиками проект «Паспорта здоровья школьника» производит шокирующее впечатление. Это «вымученное» «собрание сочинений» (на 43 страницы!) специалистов, которые возможно в школе никогда не работали, и не участвовали в программах сохранения здоровья ребенка.

Вопросы вызывает каждая страница.

Само обращение к школьнику начинается с легкого, мало информативного слова «Привет», а где же наше приветствие «Здравствуйте»? Ребенку предлагается самому заполнять этот паспорт с помощью учителей (но общеизвестно, что педагоги не обладают здоровьесберегающей компетенцией), медицинской сестры (функциональные обязанности которой строго ограничены и все рабочее время занимает плановая вакцинация), психологов (которых сократили в школах г.Тюмени) и родителей, практически малограмотных в вопросах глубоких медицинских знаний.

В публикациях уточняется, что в школе должен быть координатор, но такой должности в образовательных учреждениях не существует, поэтому, возможно, функции координатора будет выполнять классный руководитель. Наш опыт работы в течение 15 лет в общеобразовательных учреждениях свидетельствует, что для предлагаемой деятельности необходимо создавать целую службу, которая должна включать следующих специалистов: заместителя директора по вопросам сохранения здоровья субъектов образовательного процесса, врача-педиатра (а не медсестру!), стоматолога, психолога, логопеда, инструктора ЛФК, социального работника.

Юридическая безграмотность разработчиков проекта ошеломляет. Медицинские данные (только для узкого круга специалистов), которые разглашению не подлежат и являются медицинской тайной предлагаются для общего обозрения.

Предполагается, что все данные подобных опросников будут вводиться в специальные базы данных, судьбу которых никто никогда не сможет проследить.

И этой конфиденциальной информацией, собранной о ребенке, подростке, юноше за 11 лет жизни, могут воспользоваться нечистоплотные граждане, зарабатывающие на «грязном белье» сограждан.

Разработчики проекта проигнорировали следующее положение, что любое анкетирование школьников, включающее в себя конфиденциальные данные, должно проводиться в присутствии родителей или при наличии нотариально заверенной доверенности от них, причем от обоих – отца и матери. Одна такая анкета – повод для судебного иска.

Один из активных союзников проекта Алина Левитская заявляет, что «Этот проект должен способствовать формированию у молодого поколения ответственного отношения к своему здоровью. Очень важно, чтобы ребёнок с ранних лет осознавал, что здоровье не даётся навечно от рождения, его нужно сохранять и укреплять на протяжении всей жизни, что предполагает воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни». Мы надеемся, что Паспорт здоровья будет ещё одним стимулом для организации правильного режима дня, контроля за нагрузками на уроках физкультуры, за рационом питания ребёнка, обеспечением его двигательной активности».

В принципе слова правильные, но общеизвестно, что анкетирование, вырванное из контекста целой системы по организации здоровьесберегающего поведения человека не дает абсолютно никаких результатов. И что ещё опаснее, с позиций клинической психологии, вопросы, на которые должен отвечать школьник, могут спровоцировать дополнительную проблему. Когда ребенка просят фиксировать каждый день разные аспекты своего здоровья, то он фиксируется на отклонении своего здоровья. Это приводит к навязчивому состоянию (ипохондрии), развитию психосоматических нарушений. Ипохондрия – это когда самое главное для человека, идея фикс, – здоровье, болезни, лекарства, лечение. Фиксация на проблемах здоровья приведет к неврозам школьников. Мы получим большое количество новых пациентов в поликлиниках и больницам и увеличение потребления фармакологических препаратов. Чей заказ выполняют разработчики проекта?

В предлагаемом «Паспорте здоровья школьника», существует раздел, где обучающийся может указать свои личные достижения, например, вписать названия своих лучших контрольных работ, сочинений, проектов, а также указать, имеет ли он спортивный разряд и получал ли призовые места в олимпиадах и соревнованиях. Начальник отдела департамента госполитики в сфере воспитания, допобразования и соцзащиты детей Минобрнауки РФ Валентина Березина, считает, «Это портфолио, которое может использоваться при поступлении в вузы. Если выпускник добился определенных результатов, он идет в профильный вуз, предъявляет в приемную комиссию свое портфолио, и когда решается судьба, кого взять при равных условиях, предпочтение отдадут этому ребенку». Но портфолио, это не собственноручные записи школьника, а документы (аттестат, свидетельство и др.), подтверждающие достижения школьника.

Валентина Березина говорит, что разработка программного обеспечения (ПО) паспорта здоровья школьника «это достаточно дорогостоящее дело, так как ПО будет распространено на всю страну», поэтому мы делаем вывод, что это еще один проект, который позволил определенной группе людей улучшить свое материальное состояние.

В целом, напрашивается вывод, что проект «Паспорта здоровья школьника» составлен малокомпетентными в сфере здоровьесбережения и здоровьеформирования людьми, возможно медицинскими работниками с клиническим, а не здоровьесозидающим мышлением, без глубокого педагогического и психологического образования.

Мы считаем, что этот проект в предлагаемом разработчиками виде крайне  опасен для здоровья подрастающего поколения и является еще одной стратегической операцией, как и пресловутое ЕГЭ, направленной на подрыв гуманистических основ традиционного российского образования. 


Малярчук Н. Н.


Врач-педиатр, кандидат медицинских наук,
доктор педагогических наук,
профессор кафедры клинической и
юридической психологии
Института психологии, педагогики,
социального управления
Тюменского государственного университета