Выскажите мнение

Ваше мнение о законе О социальном патронате?
 

Поиск

Рекомендуем посетить

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

На сайте

Сейчас 46 гостей онлайн

Счётчик посещений


Подключите RSS

Обнинский родительский комитет против продвижения ювенальных законов Печать E-mail
03.07.2012 15:25

Как сообщается на сайте Обнинского родительского комитета 5 июня в Обнинске, Калужская обл. состоялся Круглый стол на тему "Права и интересы семьи в актуальных законодательных инициативах".

Круглый стол, проходивший в здании городской библиотеки, пр. Ленина, 84, был организован по инициативе общественной организации «Обнинский городской родительский комитет» с целью рассмотреть актуальные федеральные законодательные инициативы с точки зрения потребностей семьи как института. Во встрече приняли участие депутат Законодательного Собрания Калужской области, священники Калужской епархии, руководитель Центра социальной помощи семье и детям «Милосердие» г. Обнинска, представители общественных объединений Обнинска, Калуги и Москвы и представители СМИ. На встрече также присутствовала Т.В. Анохина, советник главы администрации Боровского района по вопросам духовно-нравственного развития.

Основным предметом обсуждения стал законопроект № 42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства» (законопроект о социальном патронате), который вызвал оживленную дискуссию. Законопроект регулирует вопросы введения в России института так называемого «социального патроната», направленного на сопровождение семей. В статье 2 законопроекта предлагается расширить перечень оснований, необходимых для присвоения семье статуса семьи, находящейся в социально-опасном положении. На сегодняшний день, согласно действующему законодательству, семьей в социально-опасном положении является семья, где «родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними». Этот, и без того широкий и неопределенный перечень оснований признания семьи «социально опасной» предлагается дополнить еще одним признаком: если родители «создают своими действиями (бездействиями) условия, препятствующие их (детей) нормальному воспитанию и развитию». В законопроекте не определено, что следует считать «нормальным воспитанием и развитием» или же «отрицательным влиянием на поведение детей». Эти понятия являются оценочными категориями, на что и обратили основное внимание участники круглого стола.

Участники круглого стола были ознакомлены с материалами, подготовленными Аналитическим центром «Семейная политика.РФ», в частности, с докладом центра, посвященным фамилистическо-правовому анализу законопроекта. В докладе подробно раскрывались негативные следствия принятия законопроекта в предложенной редакции для института семьи в целом и для конкретных российских семей.

По мнению Н.Г. Рожковой, руководителя Центра «Милосердие», закон о социальном патронате поможет более эффективно оказывать помощь нуждающимся в ней семьям и обеспечивать зарплату социальным работникам, ведущим семью под социальным патронатом. Действительно, согласно этому законопроекту, затраты на осуществление социального патроната в отношении одной семьи составят около 250 тыс. рублей в год. Однако законопроект не обеспечивает материальной помощи самой семье, находящейся под патронатом, хотя, как отметил Р.А. Ткаченко (Московский Городской Родительский Комитет): «В значительном числе случаев проблемы семьи не связаны с негативным поведением родителей, их несостоятельностью в качестве родителей, какими-либо асоциальными действиями, а связаны с тяжелым материальным положением семьи, образовавшимся вследствие объективных внешних обстоятельств. Очевидно, что в такой ситуации семья нуждается, прежде всего, в эффективной адресной помощи, позволяющей ей поднять уровень своих доходов. При этом вмешательство в семейную жизнь граждан не требуется и является неоправданным». Один из священнослужителей отметил: «Данный законопроект не направлен на решение конкретных социальных проблем». В. Горбатин, депутат Законодательного собрания Калужской области, озвучил интересную тенденцию: «Чем больше будет финансирование, тем больше будет создаваться центров и тем больше проблемных семей придется «выявлять».

Дискуссию вызвал пункт законопроекта о механизмах установления социального патроната и возможности превентивного обследования семей с целью выявления необходимости социального патроната. Было высказано мнение, что данный пункт нарушает такие основополагающие принципы российского права, как конституционный принцип презумпции добросовестности поведения родителей[1] и принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи[2].

Вызвал обсуждение принципиальный вопрос, заданный о. Алексеем, священником храма свв. Бориса и Глеба с. Белкино: «Дает ли закон возможность изымать детей без суда?» Анализ законопроекта, приведенный А. Митрофановым (Калужский Родительский Комитет "За права семьи и детства"), доказывает такую возможность: «В действующей редакции ст. 77 п. 1 Семейного кодекса РФ установлено (выделение наше): «Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации». Однако, ст. 3 п. 1 обсуждаемого законопроекта предлагает изменить данный текст, изложив его в следующей редакции (выделение наше): «Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании изданного им акта». Действующая норма создает ситуацию дополнительного административного контроля за обоснованностью действий органа опеки и попечительства при столь радикальном вмешательстве в семейную жизнь граждан, как немедленное отобрание ребенка у родителей, уменьшает вероятность произвольного и незаконного отобрания ребенка». В то же время, новый закон, в отличие от действующего, предоставляет органам опеки и попечительства право отбирать детей у родителей без решения суда.

Т.В. Анохина (советник главы администрации Боровского района по вопросам духовно-нравственного развития) обратилась к участникам круглого стола с вопросом: «Для кого создаются законы?». Она отметила важность диалога между родителями и представителями государственных структур для тестирования нововводимых законов с целью разумного влияния на законотворчество как на общегосударственном, так и на региональном уровнях. Т.В.Анохина отметила важность формирования в обществе уважения к семье и статусу родителей, что является одной из базовых национальных духовно-нравственных и правовых ценностей.

Все участники круглого стола единодушно отметили высокий уровень работы органов опеки в Калужской области и в г. Обнинске. В нашей области не было отмечено ни одного случая неправомочных действий сотрудников.

Было принято решение о создании рабочей группы с целью дальнейшей координации усилий общественности по защите и укреплению института семьи, повышения общественного престижа семьи и статуса родителей, обеспечению приоритета семейных и духовно-нравственных ценностей в обществе, продолжению плодотворного диалога общества и власти в интересах семьи.

Наталья Брик,
председатель Обнинского городского родительского комитета
http://www.ogrk.org


[1] Абзац 2 п. 3.3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 08.06.2010 N 13-П

[2] Ст. 1 п. 1 Семейного Кодекса, см. также: ст. 16.1 Конвенции о правах ребенка, ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и т.п. Резолюция круглого стола "Права и интересы семьи в актуальных законодательных инициативах"