Обнинский родительский комитет против продвижения ювенальных законов Печать
03.07.2012 15:25

Как сообщается на сайте Обнинского родительского комитета 5 июня в Обнинске, Калужская обл. состоялся Круглый стол на тему "Права и интересы семьи в актуальных законодательных инициативах".

Круглый стол, проходивший в здании городской библиотеки, пр. Ленина, 84, был организован по инициативе общественной организации «Обнинский городской родительский комитет» с целью рассмотреть актуальные федеральные законодательные инициативы с точки зрения потребностей семьи как института. Во встрече приняли участие депутат Законодательного Собрания Калужской области, священники Калужской епархии, руководитель Центра социальной помощи семье и детям «Милосердие» г. Обнинска, представители общественных объединений Обнинска, Калуги и Москвы и представители СМИ. На встрече также присутствовала Т.В. Анохина, советник главы администрации Боровского района по вопросам духовно-нравственного развития.

Основным предметом обсуждения стал законопроект № 42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства» (законопроект о социальном патронате), который вызвал оживленную дискуссию. Законопроект регулирует вопросы введения в России института так называемого «социального патроната», направленного на сопровождение семей. В статье 2 законопроекта предлагается расширить перечень оснований, необходимых для присвоения семье статуса семьи, находящейся в социально-опасном положении. На сегодняшний день, согласно действующему законодательству, семьей в социально-опасном положении является семья, где «родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними». Этот, и без того широкий и неопределенный перечень оснований признания семьи «социально опасной» предлагается дополнить еще одним признаком: если родители «создают своими действиями (бездействиями) условия, препятствующие их (детей) нормальному воспитанию и развитию». В законопроекте не определено, что следует считать «нормальным воспитанием и развитием» или же «отрицательным влиянием на поведение детей». Эти понятия являются оценочными категориями, на что и обратили основное внимание участники круглого стола.

Участники круглого стола были ознакомлены с материалами, подготовленными Аналитическим центром «Семейная политика.РФ», в частности, с докладом центра, посвященным фамилистическо-правовому анализу законопроекта. В докладе подробно раскрывались негативные следствия принятия законопроекта в предложенной редакции для института семьи в целом и для конкретных российских семей.

По мнению Н.Г. Рожковой, руководителя Центра «Милосердие», закон о социальном патронате поможет более эффективно оказывать помощь нуждающимся в ней семьям и обеспечивать зарплату социальным работникам, ведущим семью под социальным патронатом. Действительно, согласно этому законопроекту, затраты на осуществление социального патроната в отношении одной семьи составят около 250 тыс. рублей в год. Однако законопроект не обеспечивает материальной помощи самой семье, находящейся под патронатом, хотя, как отметил Р.А. Ткаченко (Московский Городской Родительский Комитет): «В значительном числе случаев проблемы семьи не связаны с негативным поведением родителей, их несостоятельностью в качестве родителей, какими-либо асоциальными действиями, а связаны с тяжелым материальным положением семьи, образовавшимся вследствие объективных внешних обстоятельств. Очевидно, что в такой ситуации семья нуждается, прежде всего, в эффективной адресной помощи, позволяющей ей поднять уровень своих доходов. При этом вмешательство в семейную жизнь граждан не требуется и является неоправданным». Один из священнослужителей отметил: «Данный законопроект не направлен на решение конкретных социальных проблем». В. Горбатин, депутат Законодательного собрания Калужской области, озвучил интересную тенденцию: «Чем больше будет финансирование, тем больше будет создаваться центров и тем больше проблемных семей придется «выявлять».

Дискуссию вызвал пункт законопроекта о механизмах установления социального патроната и возможности превентивного обследования семей с целью выявления необходимости социального патроната. Было высказано мнение, что данный пункт нарушает такие основополагающие принципы российского права, как конституционный принцип презумпции добросовестности поведения родителей[1] и принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи[2].

Вызвал обсуждение принципиальный вопрос, заданный о. Алексеем, священником храма свв. Бориса и Глеба с. Белкино: «Дает ли закон возможность изымать детей без суда?» Анализ законопроекта, приведенный А. Митрофановым (Калужский Родительский Комитет "За права семьи и детства"), доказывает такую возможность: «В действующей редакции ст. 77 п. 1 Семейного кодекса РФ установлено (выделение наше): «Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации». Однако, ст. 3 п. 1 обсуждаемого законопроекта предлагает изменить данный текст, изложив его в следующей редакции (выделение наше): «Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании изданного им акта». Действующая норма создает ситуацию дополнительного административного контроля за обоснованностью действий органа опеки и попечительства при столь радикальном вмешательстве в семейную жизнь граждан, как немедленное отобрание ребенка у родителей, уменьшает вероятность произвольного и незаконного отобрания ребенка». В то же время, новый закон, в отличие от действующего, предоставляет органам опеки и попечительства право отбирать детей у родителей без решения суда.

Т.В. Анохина (советник главы администрации Боровского района по вопросам духовно-нравственного развития) обратилась к участникам круглого стола с вопросом: «Для кого создаются законы?». Она отметила важность диалога между родителями и представителями государственных структур для тестирования нововводимых законов с целью разумного влияния на законотворчество как на общегосударственном, так и на региональном уровнях. Т.В.Анохина отметила важность формирования в обществе уважения к семье и статусу родителей, что является одной из базовых национальных духовно-нравственных и правовых ценностей.

Все участники круглого стола единодушно отметили высокий уровень работы органов опеки в Калужской области и в г. Обнинске. В нашей области не было отмечено ни одного случая неправомочных действий сотрудников.

Было принято решение о создании рабочей группы с целью дальнейшей координации усилий общественности по защите и укреплению института семьи, повышения общественного престижа семьи и статуса родителей, обеспечению приоритета семейных и духовно-нравственных ценностей в обществе, продолжению плодотворного диалога общества и власти в интересах семьи.

Наталья Брик,
председатель Обнинского городского родительского комитета
http://www.ogrk.org


[1] Абзац 2 п. 3.3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 08.06.2010 N 13-П

[2] Ст. 1 п. 1 Семейного Кодекса, см. также: ст. 16.1 Конвенции о правах ребенка, ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и т.п. Резолюция круглого стола "Права и интересы семьи в актуальных законодательных инициативах"